И. Коган
Понятие эрев рав обычно связывают с исходом из Египта. Инородцы, примкнувшие к евреям ( эрев рав), сыграли ключевую роль в грехе золотого тельца, трагедии, сопоставимой с разрушением Храма. Исчерпывается ли этим их «вклад» в историю нашего народа? Рамхаль (515 молитв, симан 300), раскрывая скрытый смысл брит милы, проводит параллель между тремя ступенями в выполнении этой мицвы и тремя силами, противоборствующими Исраэлю: Эсав, Ишмаэль и эрев рав. Оказывается, эрев рав- не историческое прошлое, а явление в жизни евреев из поколения в поколение. А раз так, хотелось бы понять, какие формы оно принимало и каково его обличие в наши дни.
В книгеЗоар ( Берешит 21а) обозначены пять разновидностей эрев рав. Неожиданно, первую из них представляет собой Амалек. Хотя родословная Амалека восходит к Эсаву, в имени его прослеживается иная связь. Если взять последние две буквы из имен בלעם (Билам) и בלק (Балак) и соединить их, то получится עמלק (Амалек). Оставшиеся буквы образуют самостоятельное слово בבל (Бавель) – место, про которое сказано: «...там смешал аШем язык всей земли» ( Берешит 11:9). Какое отношение Билам и Балак имеют к Амалеку? При чём тут Бавель?
Вторая группа эрев рав называется нэфилим, что означает «падшие». Читаем в Пятикнижии: «И увидели сыны Элоким дочерей человеческих, что хороши они, и брали себе жён, каких выбирали» ( Берешит 6:2). «Сыны Элоким» – кто это? Зоар поясняет: сотворив человека, Всевышний захотел поставить его главой над ангелами. Намерение это не всем пришлось по вкусу. Два ангела, Аза и Азаэль, возражали: природа человека наверняка подтолкнет его к греху, а посему недопустимо ему властвовать над нами, непорочными. В ответ Всевышний отправил двух ангелов в нижний мир на проверку. Как конкретно это произошло, Зоар не объясняет. Возможно, подобно человеку, одел их души в материальную оболочку. Результат? «Непорочные» моментально впали в разврат, про который в мягкой форме сказано: «... брали себе жён, каких выбирали». От этих двух ангелов произошла вторая разновидностьэрев рав: нэфилим (падшие). О каком падении идёт речь? Очевидно, не о физическом.
Третья группаэрев рав: гиборим (сильные). Специфика их силы описана в Пятикнижии так: «И сказали они: Давайте построим себе город... и сделаем себе имя...» ( Берешит 11:4). Строительство города заслуживает похвалы. Но истинное намерение – создание имени – меняет картину: снаружи яблоко красивое, но внутри червь. А вот, как действовали их последователи: «строили синагоги и ешивы, помещали в них свитки Торы, но это не ради Небес, а для того, чтобы создать себе имя» (Зоар, Берешит 21а). Создавший себе имя, возвысившийся над окружающими, слывёт сильным в народе.
Четвёртая группа: рефаим (от слова рафэ – слабый). Видя евреев в беде и имея возможность помочь, они не предпринимают усилий к их спасению. Так же проявляют полное равнодушие к Торе и к тем, кто её изучает. По отношению к своим выглядят недееспособными, слабыми, но изыскивают возможность поддерживать неевреев.
И, наконец, пятая группа: анаким. Их отличает стремление унизить тех, кто посвящает себя изучению Торы. Интересно, что гематрия слова анак (ענק) – 220, производная от 22, количества букв алфавита. Каждая буква символизирует определённую силу верхнего мира. Мудрецы учат, что вся Тора «выросла» из этих двадцати двух сил (букв). Гематрия указывает, что пятая группа эрев рав связала себя с Торой, но связь эта со знаком минус.
Критерии, приведённые в Зоар, явно расходятся с общепринятой концепцией, согласно которой эрев рав – это люди, примкнувшие к евреям. Разве Амалек в наших рядах? Наоборот, он заклятый враг, цель которого – уничтожение евреев. Пожертвования на синагоги и ешивы поступают не от присоединившихся в Египте. Люди, равнодушные к спасению евреев и к изучающим Тору, кто они? Если представители других народов, то подобное отношение нельзя им вменить в вину. Зоар имеет в виду евреев. Выходит, что эрев рав не примкнувшие, как нам видится, но сами евреи. Не странно ли?
Талмуд ( Бейца 32б) рассказывает о человеке, прибывшем в Бавель из Эрец Исраэль. Обратился он к людям того места, чтобы дали возможность заработать на пропитание. Натолкнулся на отказ. Попросил еду. Натолкнулся на отказ. Талмуд заключает: «Эти произошли от эрев рав, нет у них милосердия, как у потомков Авраама».
Приведённая история не столь проста, как может показаться на первый взгляд. В самом деле, к кому обратился пришелец? Наверняка, к евреям. Но ведь сказано: «Эти произошли от эрев рав ». Первое, что приходит на ум: евреи в данном эпизоде – далёкие потомки примкнувших в момент исхода и прошедших гиюр. Однако это объяснение не представляется убедительным. Суть человека с точки зрения Торы – его душа. Потомки геров признаются евреями, ибо их души сотворены в части верхнего мира, отведённой именно евреям. Статус человека определяет душа, а не его биологическое происхождение. Но, может быть, алахический статус одно, а тело другое: оно отчасти сохраняет в себе примеси предшественников, живших много-много веков назад? Маловероятно. К тому же, принадлежность Амалека к эрев рав никак не вписывается в идею биологической наследственности. Итак, вопрос, каким образом эрев рав оказались в числе евреев, остаётся в силе.
Зоар , объясняя истинное происхождение эрев рав, не идёт по линии биологической преемственности. Суть иная: « эрев рав – это те (души), которые несут в себе отраву, впрыснутую змеем в Хаву» ( Зоар, Берешит 28б). Души, отравленные изначально самой чёрной изо всех созданных сил, каким-то непонятным образом просачиваются в наш народ. Последствия пагубны. Обратим внимание на первые буквы пяти названийэрев рав:נפילים-גבורים – עמלק – .ענקים- רפאים Образуют они два слова: נגע רע – язва зла. Высветившийся диагноз впечатляет. Одно дело, когда враг осаждает город снаружи, другое – когда проник внутрь: противостоять ему намного сложнее. Но здесь ещё хуже: язва на теле человека – это болезнь самого человека.
Закономерный вопрос: в чём, собственно, болезнь состоит? Поскольку источник отравы – змей, то, очевидно, понимание содеянного им поможет найти ответ. Трагедия укладывается в одну фразу: Адам был оторван от дерева жизни ( эц хаим) и отправлен в мир, основа которого – дерево познания добра и зла ( эц адаат).
Мы полагаем, что Эден – название сада. Но это не совсем так. Прислушаемся к словам Пятикнижия: «И река выходит из Эдена для орошения сада...» ( Берешит 2:10). Очевидно, что Эден и сад – не одно и то же. Прообразами их в верхнем мире является Шехина верхняя (для Эден) и Шехина нижняя (для сада) ( Зоар, Берешит 26а). Прообразом реки, орошающей сад, служит часть верхнего мира, способствующая передаче шефы (жизненной силы) от Шехины верхней к Шехине нижней. В саду Эден эту роль выполняет дерево жизни. Подобно тому, как кровь питает органы тела, так шефа даёт жизненную силу творению. Отсюда и название дерева, обеспечивающего приток шефы из мира высокой кдуши (Эдена) в сад: дерево жизни.
Эц адаат – основа нашего мира – обладает несравненно меньшим уровнем кдуши. К тому же, в нём смешаны тов (добро) и ра (зло). Души, отравленные ядом змея ( эрев рав), продолжают начатое им: губят кдушу и заражают тов примесью ра. И, как следствие их усилий, разрыв междуэц хаим и эц адаат увеличивается. Вооружившись этой идеей, попробуем разглядеть общий знаменатель пяти разновидностей феномена эрев рав.
Амалек . Его духовное происхождение, как было отмечено, восходит к двум историческим пеpсонажам: Биламу и Балаку, а также каким-то образом связано с Бавелем. Известно, что Билам был выдающимся пророком, но, наряду с этим, удовольствия материального мира влекли его с неимоверной силой. Как уживались в нём эти два взаимоисключающих начала? Аризаль поясняет ( Шаар гилгулим 29): душа Билама включала в себя часть, наделённую большой кдушей. Этим объясняется высота его пророчеств. Тем не менее, другая, темная часть души, а также заземлённость тела диктовали иную линию поведения. Образ дома, наполненного золотом и серебром, маячил перед ним; а сердце не только не прислушивалось к воле Всевышнего, но, наоборот, выбирало дорогу, ведущую к уничтожению избранного Б-гом народа. С человека меньшего ранга и спрос невелик, но ведь Билам отверг высокую кдушу, которой был наделён ( эц хаим) и погрузился душой и телом в «прелести» материального мира ( эц адаат).
Другой герой истории – Балак. Он возжелал уничтожить Исраэль, народ благословенный, и нанял Билама посеять проклятие. Намерение очевидно: устранить нашу связь скдушой ( браху) и подключить посредством проклятия к силе зла (ра ). Иными словами, соединить ра и тов. Мы видим, что и Билам, и Балак действовали по отношению к Исраэлю по тому же рецепту, что и змей по отношению к Адаму.
А теперь о Бавеле – месте смешения языков. Смешение само по себе крайне опасно, и вот почему. Зло в чистом виде для нормального человеке неприемлемо. Как поступает чёрная сила? Чтобы проникнуть в сердце, она одевается в одежду тов, становится привлекательной. Обширные завоевания эц адаат (негативной стороны этого дерева) объясняются именно тем, что ра на нём искусно маскируется под тов.
Амалек включает в себя три силы: Билам, Балак и Бавель, каждая из которых на свой лад сражается с эц хаим, используя при этом тёмную сторону эц адаат.
Гиборим (сильные). Источник силы коренится не в приближении к Правителю неба и земли, а в собственном гипертрофированном «я», вырастающем до небес: «Построим себе город и башню, головою до небес, и сделаем себе имя...» Замена небесного ( эц хаим) земным, причём в форме, когда ра облекается в одежду тов: строительство синагог, ешив, но ради своей славы – одна из вариаций наступления эц адаат.
Рефаим (слабые ) . Главное отличие Исраэля от других народов в том, что мы единственные, кто пожелал выполнять волю Всевышнего, выраженную в его Торе. Согласие это обусловлено наличием особой души, предрасположенной к восприятию высокого, принимающей, что в заповедях выражена воля Б-га. Еврейская душа в силу своей природы соединена с эц хаим. Однако души других народов созданы в ином месте верхнего мира. Поэтому их носители далеки от Торы. Еврейская душа, увы, может заболеть болезнью под названием атеизм. Тем не менее, это не уничтожает её сути, она всё ещё хранит свое особое качество. Отсутствие в душе еврейской индивидуальности делает человека нечувствительным к еврейству. Понять нетрудно: разве будет человек, для которого эц хаим как другая планета, чувствовать внутреннюю близость к народу, у которого это в крови? Как следствие: безразличие к жизни другого еврея. Другая сторона рефаим: равнодушие к бедственному положению изучающего Тору. О чём это свидетельствует? Об ущербности души, лишённой хотя бы отдалённой связи с эц хаим.
Анаким . Внутренняя потребность уничтожить Тору присуща той части эц адаат, которая ненавидит эц хаим. Тупая сила, не ведая того, противится источнику жизни, без которого ей самой нет места на земле.
Наивно полагать, что еврей, обладающий одним из пяти качеств, обязательно из эрев рав. Конечно, нет. Человек от рождения находится под пятой йецер ара, в арсенале которого намного больше пяти перечисленных проявлений. В чём же тогда разница между эрев рав и евреем с одним из этих недостатков? Различие существенное. Душа, испорченная изначально ядом змея, облекается в одну из пяти одежд и в ней шествует по жизни – это эрев рав. У еврея не так: избранная душа, увы, получила одежду из магазина некачественных товаров. Другой вариант: обстоятельства привели к порче одежды. Отличие принципиальное: одежду можно выстирать, душу не заменишь.
Царь Шломо учит: «Что было, то и будет, и что творилось, то и будет твориться, и ничего нет нового под солнцем» ( Коэлет 1:9). Раши поясняет: «Не появится ничего (нового). Только то, что уже было, что создано в шесть дней сотворения мира». Речь идёт не столько о физической стороне творения (здесь как раз возможно появление нового: вырастает, например, дерево), сколько о его скрытой невидимой части, о силах, внедренных в мир при его сотворении и определяющих его функционирование.
Столкновение этих двух сил – Исраэль и эрев рав – не исключение. В самом начале Пятикнижия можно обнаружить выраженное в неявной форме указание и на Исраэль, и на эрев рав. Где оно?
Читаем у пророка: «И вы – овцы мои... человек (Адам) вы. Я – Б-г ваш» ( Йехезкель 34:31). Речь здесь о евреях, и с какой-то целью Йехезкель назвал нас человеком (Адамом). Талмуд предлагает объяснение: «Вы называетесь человеком, но другие народы не называются человеком» ( Бава меция 114б). Все народы земли произошли от Адама. В чём смысл особой преемственности у евреев? Не вдаваясь в развёрнутое объяснение, заметим, что ключ к нему в словах самого пророка: «...человек вы, Я – Б-г ваш». Избранность Б-гом выводит нас из общей шеренги и ставит вровень с Адамом, творением рук Самого Творца.
Идея Талмуда используется р. Шимоном для неожиданной подстановки. Сказанное в начале Пятикнижия про Адама, он связывает с Исраэль. В частности, запрет «от эц адат, не ешь от него» ( Берешит 2,17) он интерпритирует так: «Сказано про Исраэль: «От эц адат, не ешь от него», так как они – эрев рав» (Зоар, Берешит 26а). Вот, оказывается, стих, в котором зашифровано столкновение двух сил – Исраэля и эрев рав. То, что эц адаат соотнесён с эрев рав, для нас не сюрприз. Остаётся лишь уяснить, что в данном контексте означает еда. Другая проблема: речь идёт о человеке (еврее), живущем не в саду Эден, а в настоящем мире, основа которого, как известно, эц адаат. Разве можно исключить плоды этого дерева из своего рациона?
Каждая из пяти разновидностей эрев рав воплощает определённое качество. Качество – часть натуры. Заимствование перечисленных пяти качеств нам запрещено: «От эц адаат – не ешь от него». Отличие в том, что Адаму был запрещен любой плод с этого дерева, а нам лишь те, что во владении ра. Предложенное объяснение, хоть и является верным, но не затрагивает специфики эрев рав. Любого плода из магазина ра предписано избегать, но ведь р. Шимон подчёркивает аспект, связанный исключительно с эрев рав. Поищем иное объяснение.
«Так сказал аШем: Где то разводное письмо вашей матери, которым Я отослал её? …Ведь за грехи ваши проданы были вы, и за преступления ваши отослана ваша мать» ( Йешая 50:1). Звучит загадочно: что за развод? Какая еврейская мать имеется в виду? Зоар ( Берешит 27б) проливает свет: развод в данном случае указывает на изгнание ( галут), а мать, которая была отослана вместе с нами, – Шехина. Известно, что у Шехины несколько имён, одно из них «мать». Идея в том, что нешамот, прежде чем оказаться в нижнем мире, некоторое время пребывают во владении Шехины (Аризаль Шаар гилгулим ) и с её помощью спускаются сюда. В этом смысле она, образно говоря, играет роль матери. В вотчине ра существует аналог Шехины, название которому «мать ведьм». В Зоаре сказано, чтонешамот эрев рав приходят в мир посредством «матери ведьм».
Понемногу начинает проясняться корень нашего смешения с эрев рав. Запрещённые для нас плоды с эц адаат – это, в первую очередь, грехи, на которые указывает Тора. И если мы всё же спотыкаемся, то шефа (жизненная сила) поступает не к Шехине, как задумано изначально, а к её негативному аналогу, к «матери ведьм», которая, подкрепившись, приводит в нижний мир души эрев рав. Таким образом, наши грехи способствуют распространению эрев рав на земле. Это объяснение лучше согласуется со словами р. Шимона: «От эц адат, не ешь от него, т.к. они – эрев рав». Имеется в виду: не нарушай запреты Торы, т.к. это обернётся усилением эрев рав.
Сейчас мы соприкоснулись с одним из скрытых законов функционирования эц адаат: грехи народа усиливают тяжесть галута. Изгнание Шехины влечёт за собой падение уровня кдуши. Природа не терпит вакуума: негативная часть эц адаат, «мать ведьм» крепнет, эрев рав поднимают голову. Приведённый закон – один из главных для эц адаат. Ему эрев рав обязаны своим местом на земле. В числах это отражено так: гематрия эрев рав (ערב רב) – 474, такая же, как у דעת (даат). Натолкнувшись на подобное числовое «совпадение», теряешься в догадках:эрев рав и даат, что у них общего? Приведённое объяснение ставит всё на свои места: если два явления связаны своими корнями, то в их земном воплощении наверняка будет прослеживаться влечение одного к другому. Грешащий Исраэль создаёт точку соприкосновения с эрев рав в мире невидимом. Отсюда естественное стремление душ из эрев рав внедриться в нашу среду здесь, на земле. Пример – исход из Египта. Почему именно эти люди покинули Египет, а другие остались? Можно, конечно, сказать: у каждого свои обстоятельства (привычное материалистическое объяснение: бытие определяет сознание). На самом же деле подоплёка их бегства иная: не боязнь погибнуть в Египте, а стремление присоединиться к евреям, присущее определённым душам – эрев рав.
Чем их приобщение чревато для нас? Отчасти об этом уже говорилось: рост «язвы зла» отодвигает евреев всё дальше от эц хаим, скрадывает кдушу. Всмотримся в этот процесс на примере постигшей народ трагедии: греха золотого тельца. Про людей, приложивших руку к его созданию, говорится: «И сказали они: эти Б-г твой, Исраэль, который вывел тебя из земли Египетской» (Шмот 32:4). Раши отмечает, что, поскольку в стихе сказано не «Б-г наш», но «Б-г твой, Исраэль», это явно указывает на отмежевание произнесших эти слова от евреев. Кто же они в таком случае? – Эрев рав. Грех золотого тельца имел катастрофические последствия, и вина за него не была искуплена поколением пустыни. Наказание Всевышний распределил между всеми последующими поколениями. В чём особая тяжесть этого греха?
Имя Элоким допускает разбиение на две части. Одна включает в себя первые три буквы – אלה, а вторая – последние две. В Танахе подобное разбиение Имени встречается неоднократно. Смысл следующий: первую часть Имени мудрецы соотносят с самим творением, а вторую – с его запредельным корнем. Слово אלה имеет самостоятельное значение – «эти», которое описывает нечто доступное, находящееся в пределах досягаемости.
А теперь вернёмся к словам эрев рав: «אלה (эти) Б-г твой, Исраэль...» При чтении слово אלה (эти) не воспринимается как слово, несущее важную информацию. ОднакоЗоар ( Берешит 1б) усматривает в нём указание на суть греха, а именно: произошло расчленение Имени Элоким. Окончание его, которое олицетворяется с духовным корнем творения, с источником высокой кдуши здесь отвергнуто. Что осталось? Творение само по себе. Это тоже творение, но рангом ниже. Если из сада Эден изъять эц хаим, то сад, конечно, останется, но трансформируется в земной, питающийся от эц адаат. Эрев рав у горы Синай достиг по сути того же, что змей в саду Эден.
Один из вариантов внедрения эрев рав в наш народ: души, отравленные ядом змея, проходят гиюр. Произошедшее в пустыне поучительно. Моше-рабейну не только позволил им бежать вместе с нами, но впоследствии провёл их через гиюр (Зоар, Берешит 25а). Не ведая, что приобщённые души – из эрев рав, он невольно преступил запрет: «от дерева познания...» (там же). Подобно тому, как испорченный продукт, попав внутрь, вредит организму, так и эрев рав, очутившись под крылами Шехины, получил возможность влиять на нашу судьбу изнутри, в отличие от других народов, врагов внешних, используемых Всевышним как орудие против нас, провинившихся пред Ним.
Ошибка нашего учителя повлияла на его судьбу. «И сказал аШем Моше: Пойди спустись, ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской» (Шмот 32:7). Зоар интерпретирует: «Народ твой, который ты вывел» – это эрев рав. Последствия? – «Спустись». Ясно, что не физический спуск с горы имеется в виду. Связь с эрев рав через гиюр повлекла соединение судеб. Моше-рабейну сам теперь вынужден жить в мире, оторванном от эц хаим; в концептуальном плане – это галут. Таков смысл повеления «спустись». Остаётся возможность, пребывая в галуте, питаться от эц хаим, но это удел немногих. Главная причина, почему Моше-рабейну не было позволено войти в Землю Обетованную в том, что его судьба даже после физической смерти прочно связана с галутом Исраэля. Последствие «язвы зла» на нашем теле – спуск в галут со всеми его тяготами и ужасами.
А теперь вернёмся к вопросу: каким образом еврей по происхождению оказывается одновременно принадлежащим и к эрев рав ?
Известно, что изначально все души каким-то образом (на самом деле абсолютно непонятным) включались в душу первого Человека. Однако после греха большая часть из них покинула Адама и наступило смешение, затронувшее всё творение, и души в частности. Душа Каина, например, в значительной части была поражена ядом змея ( эрев рав), но другая её часть пришла со сторонытов (Зоар, Берешит 28б). Аризал отмечает ( Шаар гилгулим 20), что возможна ситуация, когда душа праведника имеет в качестве примеси часть души злодея, и, наоборот, душа закоренелого злодея может существовать вместе с частью души праведника, – и всё это в одном теле. Опираясь на этот факт, можно предположить, что в одном человеке может ужиться еврейская душа с примесью эрев рав. Если так, то это один из способов их смешения с нами.
Возможен и другой вариант. Неблаговидное поведение еврея обрекает его душу после физической смерти спуститься во владение ра. Отделений там много. На одном из них висит табличка: эрев рав. И тогда, по выходе в свет (новое воплощение) душа принесёт с собой заразу эрев рав. Получается, что злодей продолжает свою чёрную карьеру и в следующем рождении, но в новой роли – эрев рав.
Ну, а если душа спустилась в одну из тёмных комнат, отведённых другим народам? Легко предположить, что при её возвращении она обогатит еврейскую жизни чертами, которые в природе чуждого нам народа. Подтверждение этой гипотезы находим вЗоар ( Берешит 29а): «Есть эрев рав со стороны змея и есть эрев рав со стороны народов... Тот, что со стороны змея, наиболее разрушительный».
Есть от чего схватиться за голову и вопросить: где выход? Ответ простой: душа другого потёмки, не нам разбираться. Колесо истории в ведении Всевышнего, Он разберется. В книге Зоар предсказано, что в конце времён с приходом Машиаха эрев рав будет стёрт с лица земли. Как? Доживём – увидим. А пока это лишь светлая перспектива. Что нам делать сейчас? Поняв суть эрев рав (наступление на кдушу, уход от эц хаим), его конкретные проявления (пять разновидностей), осознав степень опасности (язвы зла), не откладывая на завтра, приступить к защите. Не требуется от меня стереть другого человека с лица земли, хотя бы потому, что неясно, кого именно нужно стереть. Защита от змея в современной одежде – это моё персональное движение ккдуше, к эц хаим. Как? – Выполнять мицвот и изучать Тору, но так, чтобы и в том, и в другом содержался хотя бы отблеск кдуши. (Что за этим стоит, требует отдельных разъяснений). И ещё полезно проанализировать черты своего характера: нет ли в них крена в сторону пяти проявлений эрев рав. Да, я под одной крышей с эрев рав (язвой зла), но я не обречён. Ибо закон в доме таков: усиление «еврея» во мне неминуемо влечёт ослабление позиции эрев рав. Не предписано мне устранить другого, но на мне обязанность стать сильным.